Поиск
Мы в соцсетях


Ингмар Бергман: счастливое одиночество гения

И жили они долго и счастливо. И умерли в один день : 30 июля 2007 года. И было им на двоих 183 года. Больше чем кинематографу и даже больше, чем фотографии…. Микеланджело Антониони и Ингмар Бергман. Два последних классика, доказавших своим творчеством, что кино – это искусство, а не спецэффектное зрелище и entertaiment. Бергману принадлежит афоризм «Счастье- это хорошее здоровье и плохая память». Свое счастье и долгую жизнь гениальный швед обеспечивал тем, что забывал свои страдания и страхи в каждом из своих фильмов.

Одиночество мирового масштаба
Швеция вошла в историю ХХ века тремя мировыми брендами: писатель Август Стринберг, автомобиль Volvo и режиссёр Ингмар Бергман « Для меня,- говорил Бергман,- было бы лучше, если бы я был неизвестен». И хотя в шведском языке нет слова «великий», а есть только «большой», Эрнест Ингмар Бергман стал великим, а не просто известным. Им восхищался Спилберг и Тарковский, а Вуди Ален, которого прозвали «Бергманом с Манхеттена», назвал Ингмара Бергмана «самым великим художником кино со времен изобретения кинокамеры».
Уникальность Бергмана состояла в том, что он осуществил блестящий синтез театра и кино, сценической и экранной выразительности и придал кинематографу новое экзестенциальное измерение. «Театр- это верная жена,- писал Бергман,- в то время как кино- увлекательная интрига с дорогой любовницей». Дорогая любовница очень быстро осознала коммерческую бесполезность фильмов Бергмана и в то же время признала их бесспорную необходимость как энциклопедии человеческой жизни. Эти фильмы открыли зрителю мир, в котором переплетаются похоть и вера, жестокость и любовь. Мир, в котором люди становятся пленниками своих желаний и иллюзий, где познать себя невозможно, а Бог молчит или издевается.
Хорошо известно, что Бергман сделал «антигероем» своих фильмов ( а их более 50! ) проблему «отчуждения», также как «некоммуникабельность» стала главной темой творчества Антониони. Оба гения кинематографа исследовали всеобщее и свое собственное одиночество. Как исходное условие и сюжет каждого человека. Как мучительное желание его преодолеть. «Для Бергмана быть в одиночестве означало задавать вопросы, а делать фильмы – искать ответ на них,- писал Жан- Люк Годар.- Может ли быть что-то романтичнее?»

Под знаком Будды
«Жизнь- это сон, от которого хочется проснуться» Эти слова « просветленного» принца Сидхарты как нельзя лучше выражают сновидческую природу кинематографа. Кино ведь тоже проливает свет на экран, становясь фантомом экранного сновидения. Все великие произведения строятся по логике сновидения. Так было с музыкой Бетховена, картинами Дали, фильмами Феллини и Тарковского.
Можно сказать, что в лице шведского гения кинематограф получил идеального медиума. «Я всегда живу во сне,- говорил Бергман,- и лишь иногда посещаю реальность. Стаи черных птиц часто прилетают, чтобы составить мне компанию: тревога, стыд, сожаление, тоска редко покидают меня
Такое мироощущение очень сложно и скорее всего невозможно выразить словами. Именно поэтому Бергман называл своё кино-сно-видение « педантичным управлением невыразимым» Ни о дин вид искусства, ни литература, ни театр, ни даже музыка, не может поразить разум, перевернуть чувства и достичь секретных уголков человеческой души так, как это делает кино. Его уникальность в том, что оно говорит на особом языке Ингмар Бергман был одним из немногих , кто открыл в кинематографе этот язык. «Язык, на котором, по его словам, одна душа может общаться с другой, обходя «репрессивный контроль интеллекта».

Святая простота
Художник в искусстве всегда идет одним из двух путей: либо познавая мир, он познает себя, либо наоборот. Бергман всегда шёл по второму пути, обладая очевидным даром находить в своих личных переживаниях общечеловеческое значение. На одной из фотографий, сделанных на острове Фаро, где Бергман жил последние годы в прекрасном и гордом одиночестве, он изображен в кругу 5 жён, 9 детей и многочисленных внуков. Это милая фотография- матрица всех фильмов Бергмана, ящик Пандоры, из которого он неустанно черпал свои мысли- формы и образы. Бергмановские фильмы- наблюдения за внутренним состоянием- идеальный пример авторского кино. Закомлексованный невротик с больным желудком, превративший конфликт с отцом в конфликт с Богом (да здравствует Фрейд!), Бергман честно пытался разобраться с этими конфликтами, комплексами и болезнями, всякий раз извлекая из этого «змеиного яйца» какой-то глубокий, общечеловеческий смысл. И в том как он это делал, сублимируя свои драмы в произведения искусства, была его гениальность и залог его долгой, почти 90-летней жизни.
Как правило, бергмановские герои- это печальные женщины на грани нервного срыва и беспомощные мужчины, не способные разобраться в собственной жизни. «Люди в моих фильмах,- говорил Бергман- ничем не отличаются от меня, они подчиняются инстинктам, имеют ограниченный интеллект и думают, в лучшем случае, только когда разговаривают. Они состоят из плоти и лишь небольшое место отведено в них для души».
Бесспорный талант гениального шведа состоял в том, что он превращал примитивное и обыденное в психоаналитическое искусство. Как заметил Франсуа Трюффо,- «никто еще не почерпнул столько из человеческого лица, как Бергман. Он чрезмерно долго и беспощадно снимал лица любимых актёров, которые боролись со своими страданиями и отчаянием. Бергмановские актёры: Лив Ульман, Ингрид Тулин, Макс фон Зюдов, Эрланд Йозефсон. Это было терпение и мастерство высшей пробы».

Страсти по Бергману
Бергман первым перенёс на экран метафизические проблемы: одиночество, страх, смерть ,смысл бытия, веру. Большинство фильмов Бергмана пульсирует в треугольнике: богоискательство- богоборчество- богооставленность. «Если Бога нет, то все дозволено». Эти слова Достоевского Жан- Поль Сартр называл исходным пунктом экзистенциализма. Об экзистенциальном кинематографе Бергмана можно сказать тоже самое. Сын пастора, он с детства любил заглядывать «за кулисы религии» и почерпнул из неё свою драматургию. Кино-поэтика Бергмана строится по законам лютеранского восхождения: грех- исповедь- наказание-прощение- благодать.
Одной из традиций средневскового театра был жанр мистерий или «библейских страстей». Во второй половине ХХ века его продолжением стал мистериальный кинематограф Бергмана. «Страсть невозможно понять,- писал Стефан Цвейг,-её можно только описывать» Кинематограф Бергмана и есть такое описание:

  • Страсть самоискупления («Земляничная поляна»);
  • Страсть посика истины («Седьмая печать»);
  • Страсть эмоционального бесплодия(«Шепоты и крики»);
  • Страсть пошатнувшейся веры («Молчание»);
  • Страсть брачной обыденности («Сцены супружеской жизни»);
  • Страсть карающей совести («Осенняя соната»);
  • Страсть утраченной личности («Персона»);
  • Страсть униженной человечности («Стыд»)

При этом кино-бергманиана была явлением нравственно- философским, экзистенциальным, а не религиозным. «Надеюсь,- говорил Бергман,- я никогда не постарею настолько, чтобы стать религиозным».

Впереди- вечность
Значение кинематографа Бергмана трудно переоценить. Бергмановский драматизм любой частной жизни оказал влияние на Вуди Аллена, Кшиштофа Кеслевского, Кишштофа Занусси и Педро Альмодовара. А разве не из него черпали своё вдохновение Георгий Козинцев,Алексей Герман и особенно Илья Авербах?! А многогранное созвучие и взаимопроникновение Бергмана и Тарковского? В Советском союзе Бергмана почти не показывали. Исключение составили в 65-ом «Земляничная поляна» и в конце 70-х «Осенняя соната». Не показывали потому, что его фильмы говорили о страхе перед жизнью и задавали вопросы о её смысле. А это было не нужно.
К Бергману часто относятся как к музейному раритету, о котором нужно говорить с серьезным лицом и претензией на интеллектуальность, но в его фильмах есть и ирония и сарказм, и совсем нет абстрактной рафинированной духовности. Часто любят напоминать, что любимым фильмом Бергмана был «Андрей Рублёв» Тарковского, а он любил цитировать Хичкока и называл в числе любимых его «Психоз» и «Сладкую жизнь» Феллини. Да и потом, в «Земляничной поляне» и «Седьмой печати» можно увидеть не только нравственно- философские откровения, но и road- movie с элементами хоррора….
Нет смысла убеждать в величии и гениальности Бергмана: у нас есть вечность, чтобы узнать его или чтобы его забыть. А ещё… посмотреть его самые выдающиеся фильмы:

  • Земляничная поляна (1957)
    Нетленный шедевр кинематографа, снятый пол века назад. Профессор из Стольгома Иссак Борг вспоминает радости и разочарования своей долгой жизни. В этом фильме Бергман не только демонстрирует искусство ретроспективы, но и набрасывает своё будущее: герой фильма автобиографичен, совпадают даже инициалы ( Ингман Бергман- Иссак Борг) Бергману было 38, его герою -78.
  • Седьмая печать (1957)
    Готическая сага Бергмана. Средневековый триллер, в котором Антоний Блох играет в шахматы со смертью. Ставка в этом поединке- жизнь. Бергман соединяет в этой философской притче поэтику скандинавского севера и эстетику Акиры Куросовы. Бергман утверждаел, что после этого фильма он избавился от собственного страха смерти
  • Персона (1966 )
    Художественный эталон искусства кино. Аскетическая лента, рассказывающая об отношениях двух женщин- актрисы, потерявшей дар речи и медсестры , которая за ней ухаживает. В этой картине Бергман отходит от театральности и говорит на языке кино» В «Персоне» и « Шёпотах и криках» , говорил он, - я достиг своего предела: я свободно прикасался к бессловесным тайнам, выявлять которые способен только кинематограф».
  • Шёпоты и крики (1972 )
    Психодрама красного цвета. Столкновение жизни и смерти., правды и лжи. Три женщины ждут смерти четвертой, дежуря по очереди у её постели. Это самый трагический, безысходный и самый прекрасный фильм Бергмана. Картина, равномощная « Реквиему» Моцарта.
  • Осенняя соната (1978)
    Лирический шедевр Бергмана. Фильм о матери-дочери и дочери-матери, снятый исключительно для двух актрис: Лив Ульман и Ингрид Бергман( американская звезда и однофамилица Бергмана, которую он снимал только в этом фильме). Психологически безупречный, прекрасный и предельно честный гимн Женщине.
Олег Борецкий
 



Плати без комиссии!
Мы принимаем
Опрос

Как вы отнесетесь к авторизации через социальные сети при рецензировании фильмов на сайте kino.kz?






Наши партнеры


Нас считают




Яндекс.Метрика