Поиск
Мы в соцсетях


«Исчезнувшая» Дэвида Финчера: как спасти брак и остаться в живых?

Не успел экран остыть от женского супермозга в картине Люка Бессона, как Дэвид Финчер предложил нам головоломку на тему мозга обычного. И оказалось, что наблюдать за страстями реальной женщины Эми намного интереснее, чем за превращениями фантастической Люси.

Новый фильм Финчера «Исчезнувшая» снят по одноимённому роману Джиллиан Флинн, который увидел свет в 2012 году, был назван «50 оттенков серого вещества для думающих женщин» и стал бестселлером.

Флинн сама написала сценарий, кое-что изменила и завещала Финчеру перенести на экран эту бескомпромиссную анатомию брака. Морально и физически Финчер был к этому готов.

Дело в том, что каждый уважающий себя режиссер рано или поздно в подтверждение своего мастерства отправляется в пустыню брака для того, что бы ответить на проклятые вопросы: куда уходит любовь и как спасти отношения? Полански снял об этом «Горькую луну», Бертолуччи «Спасительное небо», Кубрик «С широко закрытыми глазами», Триер «Антихриста».

Сегодня едва ли кто-то станет смотреть на большом экране классическую 3-часовую драму Бергмана «Сцены из супружеской жизни». Не тот жанр. Совсем другое дело — психотриллер и остросюжетный детектив.

«Исчезнувшая» Дэвида Финчера - это и триллер и детектив на тему войны полов в брачный период. Здесь есть страсть, ложь, убийство, месть, коварство и безнаказанное зло.

Все начинается с того, что Ник (Бен Аффлек) обнаруживает загадочную пропажу своей жены Эми (Розамунд Пайк) в день их пятилетнего супружества. С этого момента Финчер начинает раскладывать детективный пасьянс: «Леди исчезает», «Порочная страсть», «Основной инстинкт», «Женщина на грани нервного срыва»...

Можно сказать, что «Исчезнувшая» Финчера - это антиутопия брака. Герои фильма, конечно, не раз слышали, что брак это постоянный труд и умение искать компромисс, но они считали, что эта заповедь не для них, наивно веря в бесконечность страсти. Это была пагубная самонадеянность. Страсть рано или поздно проходит. По Бегбедеру, она вообще длится год, потом нежность, и, наконец, скука. Кого-то это устраивает, кого-то бесит.

Собственно, Финчер обратился к тому самому «кризису 7 лет», с которым больше всего проблем и возникает. Герои «Исчезнувшей» знакомы 7 лет, пять из которых живут в браке. Помнится, была даже такая картина «Зуд седьмого года» с Мэрилин Монро. Так вот этот самый зуд объяснить до конца до сих пор так никто и не смог. Вдруг, ни с того ни с сего все взрывается и начинаются ломки, как в тех классических женских стенаниях: «Опостылел ты мне!»

Никто не сомневался, что Финчер превратит половые игры супружества в триллер, но то, что он сделает это как проницательный патологоанатом, не ожидал никто.

«Мы подавляли друг друга и причиняли боль», - говорит Ник. «Это и есть брак», - отвечает ему Эми. Финчер делает из этого драматургию всего фильма, словно вторя афоризму Ницше: «Мужчина переживает о том, что причинил женщине боль, в то время как женщина переживает, что причинила недостаточно боли».

Вывод Финчера беспощаден: чем больше женщина жертвует собой ради мужчины, тем она коварнее превращает в жертву его самого. Если хотите, по закону компенсации.

Своим фильмом Финчер не дает никаких рецептов, он просто оставляет на нашей совести ответ на вопрос: можно ли в браке избежать того искушения, когда один вынуждает другого становиться хуже, чем он есть на самом деле?

«Исчезнувшая» - это картина о том, на что способна женщина, лишившаяся объекта страсти.

Точнее сказать, психоз Эми - это бунт против безразличия и деградации любимого мужчины. Женщина непонятна для самой себя, в этой неопределенности ее природа, писал Ортега-и-Гассет. Она часто хочет чего-то, но не всегда знает, чего. Но есть и определенность. Эми (а в пределе обобщения — любая женщина) хочет чувствовать себя нужной и не чувствовать себя вещью (синдром «Бесприданницы»). Ей нужен не только секс, но и высокая классика, а «для Ника культура - это ТV-реалити-смартфон и рука, засунутая в трусы». Финчер показывает нам, как в сознании женщины мужчина ее мечты, муж и будущий отец ребенка превращается в ленивого, лживого и неверного супруга, способного ее убить. Надуманные страхи? Отчасти. Психоз? Безусловно.

Эми, с блеском сыгранная Розамунд Пайк, — типичная современная стерва, с ее обязательным атрибутом делать из мужчин все, что захочется. Ее метаморфозы от соблазнительной интеллектуалки до молчаливой простушки поразительны. Коварная интриганка и виртуозная притворщица, демоническая тварь и жертва одновременно. Она играет и флирт, и паранойю. И смотреть «Исчезнувшую» во многом стоит только из-за нее. Ее загадочность пугает: о чем она думает, что чувствует, чего от нее ожидать? Похоже, на эти вопросы Ник так никогда и не получит ответа.

Помимо тревожно-детективного жанра, который безупречно интонирует музыка Трента Резнора и Аттикуса Росса, «Исчезнувшая» - еще и сатира. На современный лживо-фальшивый мир вообще и американский мир, в частности.

Финчер - один из немногих современных режиссеров, который занимается исследованием нашего иллюзорного сознания. Мир для него - фантом и матрица. Призрачная иллюзия поддерживается улыбкой, которую моментально тиражируют смартфоны и телекамеры. Знаменитое американское «Keep smiling!» Финчер превращает в сатирическую издевку. Улыбка становится у него признаком лжи. Вы обманываете других, но главное — вы обманываете самих себя, а это, как говорил герой «Голгофы», самое худшее, что можно сказать о человеке.

Если в «Бойцовском клубе» Финчер диагностировал шизоидность человека как неизбежность мира потребления, то в «Исчезнувшей» он констатирует необратимую трансформацию личности: в современном медийном мире (а он весь медийный) стремление «казаться» полностью вытеснило желание «быть». «Мы были рады притворяться счастливыми», - говорит Эми.

Проницательный гуру Дэвид Финчер со свойственной ему иронией и цинизмом вновь поставил перед нами гогеновские вопросы: «О чем мы думаем? Что мы чувствуем? Что мы делаем друг с другом? Что нам делать дальше?» Осталось только ответить на эти вопросы.

 



Плати без комиссии!
Мы принимаем
Опрос

Как вы отнесетесь к авторизации через социальные сети при рецензировании фильмов на сайте kino.kz?






Наши партнеры


Нас считают




Яндекс.Метрика