Поиск
Мы в соцсетях


«Леди» Люка Бессонна

Люк Бессон отказался от вымысла. После жанровых фантазий «Подземки», «Пятого элемента», «Ангела-А» и «Адель» он снял предельно-реалистический фильм «Леди».

Кино сегодня в значительной степени прельщает зрителя виртуальными героями вроде персонажей Тома Круза, «мстителей», «людей в чёрном» и «девушек с татуировками дракона». Реальные человеки, и уж тем более герои, на экране большая редкость. Фильм «Леди» именно такая редкость.

Они не могли не встретиться. Малазийская звезда Голливуда Мишель Йео и брэнд французского кино Люк Бессон. Актриса сама выбрала режиссёра, сделав ему предложение, от которого он не смог отказаться: драматическая история героини нового фильма стоила всех необычайных приключений красотки Адель.

Показательна феминная составляющая бессоновских фильмов. Всякий раз его героини ломали свою женскую природу, совершая сверхчеловеческое усилие над историей, обстоятельствами и судьбой. Взрослея, погибая и воскресая, они становились сильнее и прекрасней: Никита, Матильда, Лилу, Жанна Д’Арк. И вот теперь – Леди. Совершенно новый и во многом неожиданный для Бессона образ женского реализма.

Леди – это Аун Сан Су Чжи. Фантастическая женщина, названная «New Statesman» первым «Героем нашего времени» и стоящая в одном ряду с Махатмой Ганди, Мартином Лютером Кингом и Нельсоном Манделой. Двадцать с лишним лет она боролась с военной хунтой в Бирме, выстояла и победила. Нобелевская премия мира, Золотая медаль Конгресса США, французский орден Почетного легиона и посвященная ей песня группы U2 «Walk on» – лишь часть международного признания доблести Су Чжи.

Ради этой роли Мишель Йео перечеркнула весь свой гонконговско-голливудский типаж. Она отбросила экзотический антураж «Мемуаров гейши» и экшн «Власти убийц», забыла технику кунг-фу из «Крадущегося тигра» и обольстительность девушки Бонда из «Завтра не умрёт никогда». Она выучила бирманский язык и похудела на 7 килограммов, добившись и так поразительного сходства с Су Чжи. И всё это только для того, чтобы стать просто женщиной – хрупкой, чувственной и бесстрашной.

В последней черте суть: назвать Су Чжи мужественной – значит разрушить её харизму «бесстрашной женственности». То, чем она удивляет и покоряет всех, кто знает её историю, от знаменитых музыкантов вроде Боно, восклицающих: «Она – моя героиня!», до президентов, готовых вручить азиатской Жанне Д'Арк высшую награду своей страны.

Глубина чувств, в сочетании с восточной сдержанностью, превращает страсть в величие. Величие стоицизма. Достоинство в каждом жесте. И, конечно, красота. Это поразительно, но Мишель Йео, которую справедливо называют Анджелиной Джоли азиатского кино, сделала красоту своей героини зримой! Магия взгляда и лица покоряет в каждом кадре. И если в «Необычайных приключениях Адель» Бессон напоминал формулу Достоевского: «Красота спасёт мир!» (таков был слоган фильма), то в «Леди» он красноречиво показал, о какой красоте идёт речь.

По своему жанру «Леди» это не только биографическая драма (байопик), но и «мелодрама высокого стиля», как принято называть истории любви, разворачивающиеся на фоне исторических потрясений (яркий пример – «Английский пациент»). Фильм Бессона продиктован самой жизнью, реальной любовью и реальными потрясениями, в нём не пришлось ничего приукрашивать и драматизировать. История любви Су Чжи, её мужа Михаэля Эйриса (замечательная игра Дэвида Тьюлиса) и их сыновей показана такой, какой она была на самом деле. У Су Чжи был выбор: комфортная жизнь в Англии с мужем и детьми или положение политической узницы в Бирме. Она выбрала второе.

Уникальность «Леди» в исторической точности. И это не просто «основано на реальных событиях», это художественная документальность событий. Магия фильма не только в том, что Су Чжи обрела в лице и характере Мишель Йео своего двойника, а в удивительном переплетении реальности и кино. Фильм, рассказывающий драму 15-летнего заточения Су Чжи, сегодня выходит на экран почти одновременно с концом её изоляции: 16 июня 66-летняя Аун Сан Су Чжи выступила с речью в Норвегии на церемонии награждения Нобелевской премией мира, присужденной ей 21(!) год назад. Так заканчивается искусство и начинается жизнь.

Тэглайн «Леди» состоит из четырёх элементов: Жена. Мать. Узница. Герой. И есть ещё одно качество – высшая степень человеческой личности, тот самый «пятый элемент», который превращает фантастическую Лилу в земную Леди.

Кинематографические составляющие «Леди» – безупречная камера Тьерри Арбогаста, выразительная музыка Эрика Сера (постоянные соратники режиссёра), блистательный дуэт Мишель Йео и Дэвид Тьюлис, режиссёр Люк Бессон. И, конечно, пятый элемент – сама реальная героиня фильма Су Чжи.

Слабость велика, сила ничтожна, сакраментально подчёркивал Лао-Цзы. «Леди» о ничтожестве генералов и величии женщины.

Фильм Люка Бессона из разряда must see, потому что он о свободе, побеждающей страх. Героиня Мишель Йео доказала это свей жизнью.

«В системе, которая отрицает права человека, говорила Су Чжи, порядок начинает диктовать страх. Страх тюремного заключения, страх пыток, страх смерти, страх потерять друзей, семью, собственность или средства к существованию, страх нищеты, страх оказаться в изоляции, страх поражения. Самая коварная форма страха – та, что камуфлируется под здравый смысл. Но страх – это неестественное состояние цивилизованного человека.

Не власть развращает, а страх. Страх потерять власть развращает тех, кто наверху. Страх кнута развращает тех, кто внизу.

Единственная настоящая тюрьма – это страх. Единственная настоящая свобода – свобода от страха.

Никогда не давайте вашим страхам помешать делать то, что, вы считаете правильным.

Страх – это всего лишь привычка. Я не боюсь».

 



Плати без комиссии!
Мы принимаем
Опрос

Как вы отнесетесь к авторизации через социальные сети при рецензировании фильмов на сайте kino.kz?






Наши партнеры


Нас считают




Яндекс.Метрика