Поиск
Мы в соцсетях


Легенда №17, рождённая в СССР

18 апреля в прокат вышел один из самых ожидаемых российских фильмов «Легенда №17» режиссёра Николая Лебедева. Интересно, что российская картина стартовала одновременно с ещё одним  сильным фильмом – норвежским  «Кон-Тики», тоже легендой, о знаменитом путешественнике Туре Хейердале. Обе ленты – стоические биографии, обе повествуют о силе духа и победе, прежде всего над самим собой.

В отличие от Голливуда, где каждый Уилл Смит может про себя сказать: «Я – легенда», Николай Лебедев поступил скромнее, он снял «Легенду №17».

Честно говоря, на новый фильм о великом хоккеисте, восьмикратном чемпионе мира и двукратном олимпийском чемпионе Валерии Харламове я шел с большой опаской. Не забылось разочарование от «Высоцкого» и «Джентльменов». Ведь понимали создатели последнего (Баранов + Бекмамбетов), что «плюют в икону» и всё равно продолжали снимать ахинею.

В случае с «Легендой №17» обнадёживало лишь то, что режиссёр картины Николай Лебедев десять лет назад снял «Звезду», один из лучших фильмов новой волны о войне.
 
После просмотра от опасений не осталось и следа. Два с лишним часа пролетели на одном дыхании. Картина получилась мощной, яркой по характерам, богатой на сильные эмоции и искромётный юмор.

История восхождения к высотам мастерства и, не побоюсь этого слова, триумфа в поединке с канадскими профессионалами в 1972 году, когда сборная СССР разгромила звёзд НХЛ со счётом 7:3, драматургически выстроена безупречно. Сам поединок, как и следовало, ожидать, будет в финале, и он действительно стал  кульминацией, снятой по всем законам спортивного кинозрелища, В этом смысле «Легенду» можно сравнить с «Рокки», лучшим американским фильмом 76 года.

Фильмы о спорте не пользуются нынче большим спросом у зрителя. Ни «Боец», ни «Рестлер», ни недавний «Человек, который изменил всё» с Брэдом Питтом прошли в прокате более чем скромно. А жаль, ведь за спортивной условностью этих и многих других картин стоят драматические человеческие истории, куда более потрясающие и, главное, более жизненные, чем в «пиратах», «аватарах», «обливионах» и «сумерках».

И фильм Лебедева вполне это доказывает. Он не столько о хоккее, сколько о «страстях человеческих». О сильных чувствах. Упорстве, мужестве, любви. Без пафоса и соплей нам рассказывают захватывающую по драматизму историю становления сильного характера. Рассказывают о Человеке с большой буквы, который возникает в Системе. Либо благодаря ей, либо вопреки.

«Легенда №17» бесспорная удача  и, я бы сказал, второе дыхание всех её создателей.

Режиссёр Николай Лебедев после провального «Волкодава» вернулся к высокому уровню своей «Звезды». Эластичный на любые роли Данила Козловский, сыгравший Валерия Харламова, после не совсем внятного «Духless» обрел Силу Духа и бойцовский характер. И, конечно, совершенно бесподобен Олег Меньшиков в роли тренера Анатолия Тарасова, «второго после маршала Жукова» по мощи и беспощадности. Меньшиков играет в «Легенде» так, как он уже давно не играл, страстно и харизматично.

А как выразительны и колоритны «второплановые и эпизодические» роли! Меньшов, Усатова, Мадянов, Ольбрыхский (жив, курилка!). Наконец, музыка Эдуарда Артемьева, одного из лучших композиторов советского кино, прекрасно проинтонировала «Легенду» с былым блеском картин раннего Михалкова.

Снята и смонтирована «Легенда» просто хорошо. Динамично, выразительно, экспрессивно. Одна только находка с испанскими быками чего стоит! Когда сцена из испанского детства маленького Валеры в прологе фильма возвращается в ледовой битве с канадцами, иронично обнаруживая портретное сходство испанских быков со звёздами НХЛ.

Единственное, чего мне не хватило в фильме Лебедева, так это голоса великого комментатора Николая Озерова. Нет, подобие голоса, конечно, есть, и даже знаменитое «такой хоккей нам не нужен» присутствует, но будь в фильме голос Озерова «один в один», экспрессия ледовых страстей была бы абсолютной.

«Легенда №17» это как повесть о настоящем человеке, только без идеологии и налёта неизбежно популярной в российском кино «чернухи».

Лебедев, возможно, один из первых, кто отрефлексировал в кино тему советского человека, о котором Александр Зиновьев когда-то сказал «люблю и ненавижу». Было за что ненавидеть, и человека и систему. За идейное враньё, холуйство и бездарность. Но было за что и любить. За честь и честность, искренность и самоотверженность. «Я вас не предавал, говорит Харламов Тарасову в одной из самых трогательных сцен фильма. Знаю, отвечает тот, иначе я бы веру в человечество потерял».

После неживого Высоцкого с резиновым лицом появилась живая легенда кино, легенда Валерия Харламова. Позитивный миф, который создавался как предмет восхищения и гордости. За спорт, за страну, за людей, ставших героями.

Предмет гордости вещь явная и очевидная. Здесь трудно что-то придумать. Как сказал недавно Андрей Звягинцев: «Горжусь тем, что ничем не горжусь. Просто нечем гордиться». А когда нечем, приходиться «высасывать из пальца».

И тогда, как заметил уже наш режиссёр Ермек Турсунов, «есть национальная гордость и есть национальные комплексы». Часто второе подменяет первое и начинается чудотворчество про великие открытия в Чуйской долине, где, как выясняется, мы изобрели бумагу, про истоки и величие из той же серии анекдотов «Россия – родина слонов» и «Мы впереди планеты всей».

Эпоха и цивилизация под названием СССР ненадуманно одержала Победу, запустила в космос Гагарина и покорила мир Балетом и Хоккеем. И этим стоило гордиться. А комплексы и зависть начинаются с пренебрежительного слова «совок», брошенного в адрес прошлого. При этом невольно возникает вопрос: если прошлое, в котором было чем гордиться, называется «совком», то как назвать настоящее?

 

 



Плати без комиссии!
Мы принимаем
Опрос

Как вы отнесетесь к авторизации через социальные сети при рецензировании фильмов на сайте kino.kz?






Наши партнеры


Нас считают




Яндекс.Метрика