Поиск
Мы в соцсетях


Новости кино
Лучшая песня о любви
2003-09-15 00:00:00.0

Андрей БЕРЕЖАНСКИЙ

В Москве показывают фильмы Вонга Кар-Вая. По Москве гуляет сам Кар-Вай, высокий улыбчивый человек в темных очках. Заходит в музыкальные магазины. Он сказал, что всегда выбирает музыку к своим фильмам сам. А потом диски с саундтреками к его фильмам днем с огнем не сыскать ни в Париже, ни в... не знаю где. Музыка возникает даже раньше визуального образа, который возникает, конечно же, раньше сценария, который, по неподтвержденным слухам, иногда не возникает вовсе. А фильмы возникают. Хотя и нечасто. На данный момент гонконгский режиссер Вонг Кар-Вай снял семь фильмов и делает восьмой – "2046". Обещает выпустить к концу года (кстати, даже по задумке "2046" любопытен: как известно, в 1996 году Китай вернул себе Гонконг и обещал 50 лет не менять тамошнего политического строя; так вот, Кар-Вай собирается заглянуть в год, когда эти полвека закончатся, и посмотреть, как оно там – с коммунизмом, с либеральными ценностями и вообще), иначе зануды продюсеры не отстанут.

"Любовное настроение" Вонг Кар-Вай делал 3 года, и, как сам сказал, делал бы еще неизвестно сколько времени, если бы не отборщики Каннского фестиваля, которые скулили под дверью монтажной и выпрашивали фильму на свое сильно престижное мероприятие. Кар-Вай с силами собрался, сказал себе: "Ну, надо так надо", – и кино почти доделал, только звук по-человечески записать не успел. Каннские снобы монозвук скушали, но призы дали только за лучшую операторскую работу Кристоферу Дойлу и за мужскую роль Тонни Люну. Ну, тоже неплохо.

Шестидесятые. Пожалуй, самое стильное время, и, пожалуй, самый стильный фильм об этом времени. Гонконг. Сонный танец голубого сигаретного дыма, желтый электрический свет и тяжелые тени по углам, жукообразные, блестящие под дождем автомобили, мужчины в костюмах, тягучая музыка, тяжелые предметы и легкая женская походка... Женская походка. Переливающаяся от ходьбы ткань тугого платья, прямая спина, высокий воротник, осторожный шаг... Со ступеньки на ступеньку, мимо долгих мужских взглядов. Шестидесятые...

Кар-Вая спросили – почему шестидесятые? Потому что такая любовь могла возникнуть лишь тогда, ответил он. Потому что в Гонконге тоже дружили соседи. Тоже шептались за спиной. Женщины были прекрасны и недоступны, а мужчины долго курили при свете настольных ламп. Кто-то обнимал кого-то за плечи, плыл тягучий голубой дым, плыла физически ощутимая музыка, и шептались за спиной соседи.

Почти в коммуналке, почти на виду, среди дружных суетливых соседей, в снимаемых комнатах жили две супружеские пары. Супруги Чоу и супруги Чань. Встречались в коридорах, оказывали друг другу мелкие услуги, неловко улыбались. Однажды господин Чоу (Тонни Люн) пригласил госпожу Чань (Мэгги Чун) в кафе. Они немного поговорили, вроде бы ни о чем, вроде бы о пустяках... Как оказалось, о том, что их дражайшие половины уже давно изменяют им друг с другом (и в это время совместно прохлаждаются где-то в Японии). Тогда господин Чоу и госпожа Чань решили сыграть – смоделировать поведение гнусных изменщиков, попытаться понять, как это у них началось, как это могло начаться. Они не собирались быть такими же, они опасались шепота за спиной, они не хотели любить друг друга, они расстались в итоге. И сложно представить что-то прекрасней истории их любви.

Фильм безумно красив. Каждый кадр, каждое движение, каждая нота. Я – "человек, измученный "Нарзаном", я очень часто смотрю кино. И регулярно, даже на самых динамичных боевиках или суперэкспериментальном арт-хаусе, ловлю себя на желании посмотреть на часы. В "Любовном настроении" и действия-то никакого нет, Кар-Вай поубирал даже те сцены неистовых лобзаний, которые показывают в рекламном трейлере, и правильно, видимо, сделал – в фильме не осталось ничего вещественного, одно настроение, одна "невыносимая легкость бытия". Кар-Вай не показал зрителю ничего. Его герои остались далекими и неузнанными зрителем людьми. Зритель остался в стороне, он смотрит на эту пару сквозь омытое дождем стекло, видит их в отражениях, слышит их негромкий разговор... И все. И вот этот отвергающий действие, вызывающе медленный фильм захватывает так, что ни о каких хронометрах и вспоминать-то невозможно (хотя в самой ленте часов хватает, Кар-Вай к ним неравнодушен). Потому что то самое невесомое настроение, настроение любить, живет в каждом кадре этой картины. Как режиссер сумел его передать, понять нельзя. Но вот передал. Может, именно потому, что не позволил нам оказаться там, где есть место лишь двоим.

Должен предупредить: есть люди, которым фильм не понравился. Я знаю уже двоих. Причем с виду приличные люди. Даже не знаю, как теперь с ними быть.


Фильмы:

 
Другие новости



Плати без комиссии!
Мы принимаем
Опрос

Как вы отнесетесь к авторизации через социальные сети при рецензировании фильмов на сайте kino.kz?






Наши партнеры


Нас считают




Яндекс.Метрика